Департамент финансов Кировской области
расширенный поиск письмо редактору сайта карта сайта
  
»   подписка на новости
Отраслевые системы оплаты труда работников бюджетных учреждений 

Внимание! Новый адрес официального сайта министерства финансов Кировской области - www.minfin.kirov.ru


Вопрос - ответ

В Коллективном договоре Управления образования принято положение: если проработал календарный год без больничного листа, то положены дополнительные 6 дней к основному отпуску. Распространяется ли данное положение на детские дошкольные учреждения? Есть ли в ДДУ какие-то стимулирующие выплаты, если отработан календарный год без больничного листа?

Рассмотрев Ваше обращение, поступившее на сайт департамента финансов Кировской области, сообщаем следующее.
1. Установление ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска регламентировано Трудовым кодексом Российской Федерации и федеральными законами, согласно которым определены категории работников, имеющие право на дополнительные отпуска.
Так, статьей 335 ТК РФ определено, что «педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения».
2. Детские дошкольные учреждения являются муниципальными учре-ждениями.
В соответствии с действующим законодательством определение переч-ня видов выплат стимулирующего характера работникам муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Постановлением главы администрации города Кирова от 31.12.2008 № 5250-П (ред. от 25.03.2009) «О разработке правовых актов по оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений» утвержден перечень видов выплат стимулирующего характера работникам муниципальных бюджетных учреждений (далее – Перечень).
Согласно Перечню к выплатам стимулирующего характера относятся: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты.
Конкретный размер данных выплат устанавливается локальным актом данного учреждения, который должен быть разработан в соответствии с Примерным положением об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений города Кирова, подведомственных управлению образования администрации города Кирова, утвержденным постановлением администрации города Кирова от 29.01.2009.№ 234-П (в ред. От 31.05.2011).
Следовательно, за разъяснениями по вопросу установления выплат стимулирующего характера Вам необходимо обратиться в администрацию детского дошкольного учреждения, либо в управление образования администрации города Кирова.
Считаем, что размеры выплат стимулирующего характера устанавливаются независимо от количества дней в году временной нетрудоспособности работника.
Однако при начислении заработной платы, в том числе выплат стимулирующего характера учитывается фактически отработанное время и объем занимаемой нагрузки (ставки).

С 1 июня 2011 года повышается заработная плата на 6,5 % работникам бюджетной сферы, в частности работникам муниципальных учреждений культуры. Как будут рассчитаны оклады руководителей этих учреждений?

В соответствии с федеральным законодательством полномочия по установлению размеров и условий оплаты труда работников бюджетных учреждений разграничены. Для работников муниципальных учреждений размеры и условия оплаты труда определяются органами местного самоуправления, для работников областных государственных учреждений – органами государственной власти субъектов Российской Федерации, для работников федеральных учреждений – органами государственной власти Российской Федерации. Каждый из вышеуказанных органов осуществляет финансовое обеспечение принятых решений за счет собственных доходов соответствующего бюджета.
В Тужинском районе Порядок установления заработной платы руководителей муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров утвержден постановлением главы администрации Тужинского района от 20.01.2009 № 3 «Об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений».
В соответствии с указанным Порядком должностной оклад руководителя учреждения устанавливается в зависимости от количества средних заработных плат работников, относящихся к основному персоналу. На 2011 год должностные оклады руководителей установлены исходя из среднемесячной заработной платы работников, относящихся к основному персоналу за 2010 год. Индексация должностных окладов руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров вышеназванным Порядком не предусмотрена.
Аналогичный Порядок установления заработной платы руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров установлен на областном и федеральном уровнях.

С 01.06.2011 года планируется повышение заработной платы на 6,5% работникам бюджетных учреждений. Подлежит ли повышению должностной оклад главного бухгалтера централизованной бухгалтерии районного управления образования, если он зависит от должностного оклада начальника РУО (ниже на 10%), если начальник муниципальный служащий и у него повышения не произойдёт? Главный бухгалтер не муниципальный служащий.

Рассмотрев Ваше обращение, поступившее на сайт департамента финансов Кировской области, по вопросу повышения заработной платы с 1 июня 2011 года, сообщаем следующее. Поставленный Вами вопрос не корректен, поскольку оклад главного бухгалтера централизованной бухгалтерии, не являющегося муниципальным служащим, не может быть установлен на 10% ниже оклада начальника районного управления образования – муниципального служащего. Вопросы оплаты труда работников муниципальных учреждений и муниципальных служащих регулируются разными нормативными правовыми актами.

Какие гарантии будут установленны работнику при введении новых условий оплаты труда?

При введении отраслевых систем оплаты труда заработная плата работников бюджетных учреждений (без учета премиальных выплат) не может быть меньше заработной платы (без учета премиальных выплат), выплачиваемой им на основе Единой тарифной сетки, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Как считать среднюю заработную плату руководителя на 2009 год (отраслевые системы оплаты труда вводятся с 01.01.09)?

Из поставленного вопроса неясно, для каких целей необходимо рассчитать среднюю заработную плату руководителя, так как единый порядок исчисления размера средней заработной платы установлен статьей 139 Трудового кодекса РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922.
Если же расчет средней заработной платы руководителя необходим для применения её в отраслевой системе оплаты труда, то используется не средняя заработная плата руководителя, а средняя заработная плата работников, относящихся к основному персоналу учреждения.
Расчет указанной средней заработной платы работников, относящихся к основному персоналу учреждения, применяется для определения должностного оклада руководителя.
Считаем возможным, что для установления должностного оклада руководителя учреждения на 2009 год расчет средней заработной платы работников, относящихся к основному персоналу учреждения, производится исходя из показателей 2007 года. При этом размер средней заработной платы работников, относящихся к основному персоналу учреждения, увеличивается на индекс роста заработной платы работников, относящихся к основному персоналу учреждения, 2008 года к уровню 2007 года.

Планируется ли утверждение на федеральном либо областном уровнях профессиональных квалификационных групп работников органов управления и установление критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам?

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти – Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Для отнесения профессий рабочих и должностей служащих органов местного самоуправления к профессиональным группам следует руководствоваться приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 мая 2008 года № 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих» и от 29 мая 2008 года № 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих».
Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 августа 2007 года № 525.

Готовится ли примерное положение об оплате труда работников соответствующих учреждений по видам экономической деятельности "Деятельность органов местного самоуправления районов, городов, внутригородских районов"?

Примерные положения об оплате труда работников, занимающихся техническим обеспечением деятельности органов местного самоуправления должны разрабатываться органами местного самоуправления самостоятельно.

Что получит простой учитель или врач от введения отраслевой оплаты труда?

Действующая на сегодняшний момент единая тарифная сетка по оплате труда не в состоянии учесть всех особенностей, присущих тем или иным сферам. Зачастую получается, что специалисты, работающие в разных отраслях и имеющие разный уровень квалификации, получают одинаковую заработную плату. Что само по себе неправильно. Как неправильно и то, что заработная плата каждого конкретного работника не зависит от качества его работы. Еще один момент – единая тарифная сетка основана на распределительных принципах. То есть, достаточно человеку выйти на работу, заняв определенную должность, и он уже получит ту заработную плату, которая ему прописана по тарифной сетке. И никаких систем, которые позволяли бы стимулировать его к качественному, интенсивному труду, ЕТС не предусматривала.
Новые системы оплаты труда позволяют выделить сотрудников, которые наиболее эффективно и качественно работают. При введении новых условий оплаты труда заработная плата сотрудников может увеличиваться по-разному: у кого на 10%, у кого на 30%, в зависимости от того, как будет оценен труд сотрудника. А вот стать меньше, чем была, она уже не сможет.
Каждому работнику гарантировано, что его заработная плата (без учета премиальных выплат), устанавливаемая в соответствии с отраслевыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премиальных выплат), выплачиваемой ему на основе единой тарифной сетки, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Должен ли руководитель муниципального бюджетного учреждения (например, образовательного) согласовывать Положение об оплате труда работников данного учреждения (разработанного на основе Примерного положения об оплате труда подведомственных учреждений) с главным распорядителем бюджетных средств (например, управлением образования) и учредителем (например, администрацией МО)? Какими нормативными документами определено данное согласование?

Положение об оплате труда работников учреждения является локальным нормативным актом учреждения, который утверждается руководителем учреждения и согласуется с выборным органом первичной профсоюзной организации.
Решение о необходимости согласования Положений по оплате труда учреждений с учредителем или главным распорядителем средств принимается органами местного самоуправления самостоятельно.
На областном уровне процедура согласования Положений закреплена в постановлении Правительства области от 1 декабря 2008 года № 154/468 «Об оплате труда работников областных государственных учреждений».

Должен ли руководитель муниципального бюджетного учреждения согласовывать штатное расписание с главным распорядителем бюджетных средств и с учредителем? Какими нормативными документами определено данное согласование?

Норма о согласовании штатных расписаний областных бюджетных учреждений с органом исполнительной власти – главным распорядителем средств областного бюджета, в ведомственной подчиненности которого оно находится, утверждена постановлением Правительства области от 1 декабря 2008 года № 154/468 «Об оплате труда работников областных государственных учреждений».
Решение о согласовании штатных расписаний муниципальных учреждений органы местного самоуправления принимают самостоятельно.

Если учреждение здравоохранения является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования, нужно ли на уровне учреждения создавать 5%-й фонд для выплат стимулирующего характера руководителю?

Порядок оплаты труда руководителей муниципальных бюджетных учреждений на основании статьи 145 Трудового кодекса Российской Федерации определяется органами местного самоуправления самостоятельно, включая порядок осуществления выплат стимулирующего характера, а именно – осуществление указанных выплат за счет централизованных на уровне главного распорядителя бюджетных средств бюджетных ассигнований или за счет бюджетных ассигнований, выделенных соответствующему учреждению на его содержание. 
При этом следует отметить, что выплаты стимулирующего характера руководителю указанного учреждения устанавливаются органом местного самоуправления, выступающим стороной трудового договора. 

Кто должен установить порядок исчисления размера средней заработной платы основного персонала для определения размера должностного оклада руководителя муниципального бюджетного учреждения?

В соответствии со статьей 145 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда руководителей организаций, финансируемых из местного бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются органами местного самоуправления.
Поэтому, исходя из структуры органов местного самоуправления, порядок оплаты труда, включая порядок исчисления размера средней заработной платы основного персонала для определения размера должностного оклада руководителя муниципального бюджетного учреждения, может быть установлен как представительным органом муниципального образования, так и местной администрацией в зависимости от их полномочий, определенных уставом муниципального образования.

Если директор, заместитель директора и другие работники, не относящиеся к основному персоналу, ведут учительские часы, т.е. помимо штатной должности имеют педагогическую нагрузку, нужно ли эту часть их заработной платы, как учителя (основной персонал), брать для расчета заработной платы руководителя?

В соответствии со статьей 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации работнику с его письменного согласия может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
При этом дополнительная работа по другой профессии (должности) осуществляется путем совмещения профессий (должностей), а дополнительная работа по такой же профессии (должности) – путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.
Дополнительная работа при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы согласно статье 149 Трудового кодекса Российской Федерации является работой в условиях, отклоняющихся от нормальных, и оплата труда за нее на основании статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации отнесена к доплатам компенсационного характера.
Согласно постановлению Правительства области от 01.12.2008 №154/468 «Об оплате труда работников областных государственных бюджетных учреждений» при расчете средней заработной платы работников областного государственного бюджетного учреждения, относящихся к основному персоналу данного учреждения, для определения размера должностного оклада руководителя выплаты компенсационного характера не учитываются.
В соответствии со статьей 145 Трудового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок и размеры оплаты труда руководителей муниципальных бюджетных учреждений, включая порядок исчисления размера средней заработной платы основного персонала для определения размера должностного оклада руководителя муниципального бюджетного учреждения и какие составляющие берутся для ее расчета.

Можно ли не централизовать средства для стимулирования руководителей учреждений в управлении образования, а рассмотренные и рекомендованные управлением образования надбавки и премии выносить на рассмотрение трудовых коллективов соответствующих учреждений, и в каждом учреждении коллектив решит уже утвердить рекомендованный размер надбавки или нет (при наличии финансовых средств в учреждении)?
  
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором, сторонами которого согласно статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации являются работодатель и работник.
Исходя из положений статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера
Следовательно, трудовой коллектив учреждения, не являясь работодателем для руководителя данного учреждения, не вправе устанавливать ему выплаты стимулирующего характера.
Поскольку порядок оплаты труда руководителей муниципальных бюджетных учреждений на основании статьи 145 Трудового кодекса Российской Федерации определяется органами местного самоуправления, поэтому и порядок осуществления выплат стимулирующего характера определяется ими самостоятельно, а именно – осуществление указанных выплат за счет централизованных на уровне главного распорядителя бюджетных средств бюджетных ассигнований или за счет бюджетных ассигнований, выделенных соответствующему учреждению на его содержание.

Откуда взялись в Положении о порядке установления оплаты труда работников областных государственных бюджетных учреждений размеры базовых окладов? Кто их устанавливает и каким нормативным актом? Какие нормативные акты существуют на федеральном уровне?

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам может устанавливать только Правительство Российской Федерации. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже указанных размеров. Поэтому в положениях об оплате работников областных государственных учреждений базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы не устанавливаются.
Согласно постановлению Правительства области от 01.12.2008 №154/468 «Об оплате труда работников областных государственных бюджетных учреждений» примерным положением об оплате труда работников подведомственных областных государственных бюджетных учреждений, утверждаемым органом исполнительной власти области – главным распорядителем средств областного бюджета, устанавливаются рекомендуемые минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам.
Конкретные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы.
На сегодняшний день нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы не принято.

По должностям и профессиям рабочих, которые не указаны в соответствующих профессиональных квалификационных группах (повар, помощник повара, машинист (кочегар) котельной), базовые оклады устанавливать в положениях муниципальных учреждений отдельно или эти профессии соответствуют профессиональным квалификационным группам профессий рабочих по соответственным диапазонам разрядов?

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам может устанавливать только Правительство Российской Федерации, поэтому в положениях об оплате работников учреждений базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы не устанавливаются.
Руководитель учреждения самостоятельно определяет размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, исходя из рекомендуемых главным распорядителем бюджетных средств минимальных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и доведенного до учреждения фонда оплаты труда.
Все приведенные в вопросе профессии рабочих отнесены к профессиональным квалификационным группам.
Так, на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.05.2008 №248н к первому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня» относятся профессии рабочих, по которым предусмотрено присвоение 1, 2 и 3 квалификационных разрядов в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих; по профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые профессии рабочих второго уровня» к первому квалификационному уровню относятся профессии рабочих, по которым предусмотрено присвоение 4 и 5 квалификационных разрядов в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, ко второму квалификационному уровню – профессии рабочих с 6 и 7 квалификационными разрядами.
В соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, повару и машинисту (кочегару) котельной могут быть присвоены 2-6 квалификационный разряды в зависимости от тарифно-квалификационных характеристик. Следовательно, профессия повара относится к соответствующей профессиональной квалификационной группе и соответствующему квалификационному уровню исходя из присвоенного квалификационного разряда.
Согласно статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников бюджетных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, то есть наименования профессий (должностей), включенных в штатные расписания учреждений должны соответствовать наименованиям профессий (должностей), установленных указанными справочниками.
Однако Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих профессия «помощник повара» не установлена. В то же время в указанный справочник включена профессия «кухонный рабочий», которому может быть присвоен 2 квалификационный разряд, исходя из чего, данная профессия рабочего относится к первому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня»

Будет ли увеличен фонд оплаты труда бюджетных учреждений на муниципальном уровне при введении новых систем оплаты труда? Если будет, то в каком размере?
 
В областном бюджете на 2009 год предусмотрены средства в размере 1,1 млрд. рублей на введение отраслевых систем оплаты труда, как в областных, так и муниципальных бюджетных учреждениях.
Распределение указанных средств между муниципальными районами (городскими округами) будет осуществляться во 2 квартале 2009 года по результатам проведенного мониторинга оплаты труда в связи с переходом на отраслевые системы оплаты труда.
Конкретный размер увеличения фонда оплаты труда для соответствующего муниципального учреждения доводится главным распорядителем средств местного бюджета, в ведомственной подчиненности которого оно находится.

При переходе на новую систему оплаты труда санитарка в больнице будет получать 4330 рублей, медсестра – 4330 рублей, врач с категорией (с учетом 20%-й надбавки за категорию) – 5160 рублей. Это справедливо? Почему не вступило в полную силу решение Правительства РФ о переходе на новую систему оплаты труда, в соответствии с которым базовая ставка врача установлена в размере 14000 рублей?

В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 01.12.2008 № 154/468 «Об оплате труда работников областных государственных бюджетных учреждений» заработная плата работника состоит из оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Примерным положением по оплате труда работников учреждений здравоохранения, утвержденным департаментом здравоохранения Кировской области, рекомендуемый минимальный размер оклада по врачам установлен 4000 рублей, по медицинским сестрам – 3400 рублей, по санитаркам – 2800 рублей. Размеры окладов установлены с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимой для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, сложности и объема выполняемой работы. Указанным положением предусмотрено установление работникам выплат стимулирующего и компенсационного характера, которые, как правило, будут устанавливаться в процентах к окладу. Таким образом, заработная плата вышеуказанных категорий по размерам будет дифференцирована.
В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам и введение их в действие отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
На сегодняшний день нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы не принято.

Как должны начислять заработную плату работнику, если он работает в нашей организации по совмещению (совместительству), а в другой организации по основному месту?

В соответствии со статьями 60.1 и 282 Трудового кодекса Российской Федерации выполнение в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у другого работодателя осуществляется по совместительству (внешнее совместительство).
Оплата труда лиц, работающих по совместительству, согласно статье 285 Трудового кодекса Российской Федерации, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором. При этом продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В течение одного месяца продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующей категории работников.
Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов.
На основании статьи 287 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме (за исключением гарантий и компенсаций лицам, совмещающим работу с обучением).

В управлении культуры, образования, центральной районной больнице муниципального района созданы централизованные бухгалтерии без права юридического лица. Следует ли оплату труда работников бухгалтерии, обслуживающих бюджетные учреждения, относить к соответствующей отраслевой системе оплаты труда (культуры, образования, здравоохранения) или для данной категории работников должно быть отдельное положение об оплате труда?

Положение об оплате труда разрабатывается и принимается в целом по соответствующему учреждению, а не по отдельным отраслям. Следовательно, положение об оплате труда может включать в себя порядок оплаты труда как работников соответствующей отрасли, так и работников, должности (профессии) которых относится к общеотраслевым должностям руководителей, специалистов, служащих и профессиям рабочих.

Нормирование труда. Сроки оказания и объем услуг уборщицы помещения и уборщика территории.
 
В соответствии с главой 22 Трудового кодекса Российской Федерации нормы труда (нормы выработки, времени, другие нормы) устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда локальными нормативными актами, то есть, работодатель самостоятельно определяет объем (площадь, время и др.) выполняемой работником соответствующей работы. При этом работодатель указанный локальный нормативный акт принимает с учетом мнения представительного органа работников.
Работники должны быть извещены о введении новых норм труда не позднее, чем за два месяца.

Нужно ли разрабатывать положение об оплате труда работникам централизованных бухгалтерий муниципальных управлений образования (сейчас основанием для установления зарплаты этим работникам является Постановление администрации Кировской области от 21.04.2000 № 154 «Об упорядочении оплаты труда работников централизованных бухгалтерий» - окладно-премиальная система оплаты труда)?
 
Положение об оплате труда работников централизованных бухгалтерий муниципальных управлений образования (далее ЦБ) должно быть разработано и утверждено: администрацией муниципального образования (если ЦБ является его структурным подразделением), управлением образования (если ЦБ является его структурным подразделением), самим учреждением (если ЦБ является юридическим лицом).
С 1 января 2009 года постановление администрации Кировской области от 21.04.2000 № 154 «Об упорядочении оплаты труда работников централизованных бухгалтерий» будет признано утратившим силу.

Если  район с 01.01.2009  не перейдет на отраслевую систему оплаты труда работников образовательных учреждений, то будут ли ему выделены средства на введение МРОТ в сумме 4330 рублей?
 
В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов – за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Вопрос о выделении из областного бюджета муниципальным образованиям области средств на обеспечение минимального размера оплаты труда будет рассмотрен в 2009 году по результатам мониторинга.

В связи с введением отраслевой системы оплаты труда будут ли вноситься изменения в закон Кировской области от 03.11.2005 № 371-ЗО «Об установлении нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в Кировской области»? Если да, то в какие сроки?

Изменения в Закон Кировской области от 03.11.2005 № 371-ЗО «Об установлении нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в Кировской области» планируется внести с 1 января 2010 года.
На 2009 год муниципальным образованиям области будет увеличен объем субвенции на реализацию государственного стандарта общего образования на 10%. Указанные средства будут направлены на введение новых систем оплаты труда и на обеспечение минимального размера заработной платы.

Кем разрабатывается и утверждается Положение о порядке формирования и расходования средств централизованного фонда для премирования руководителей муниципальных образовательных учреждений?
Будет ли принят единый для всех образовательных учреждений Кировской области порядок зачета в педагогический стаж времени работы в отдельных учреждениях (организациях), а также времени обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования и службы в Вооруженных силах СССР и Российской Федерации?
Кем и когда будет утверждена новая форма тарификационного списка?

Положение о порядке формирования и расходования средств централизованного фонда для премирования руководителей муниципальных образовательных учреждений, порядок исчисления стажа педагогической работы и форма тарификационного списка должны быть утверждены органами местного самоуправления (администрацией района (города) или управлением образования).

Что делать, если после введения новой системы в областной больнице № 3 общая зарплата у медсестры уменьшится на 1/3?

В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 01.12.20008 № 154/468 «Об оплате труда работников областных государственных бюджетных учреждений» заработная плата работников областных государственных бюджетных учреждений (без учета премиальных выплат), устанавливаемая в соответствии с отраслевыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премиальных выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

При обсуждении вопроса о введении новой системы оплаты в нашем учреждении мы столкнулись с тем, что выплаты стимулирующего характера нам не будут выплачивать, поскольку городской бюджет пуст, накопления  денежной массы в отделе культуре малы.  О компенсирующих выплатах речи вообще не идет. Оклад преподавателя дополнительного образования рекомендован меньше, чем по ЕТС . Все это ведет к уменьшению зарплаты и унизительной зависимости от руководителей, которые твердят, что денег нет и вряд ли будут.  На что мы можем рассчитывать при таком положении дел?

При введении отраслевых систем оплаты труда в первую очередь изменяются подходы к установлению заработной платы работников. В условиях ограниченности бюджетных средств значительного повышения заработной платы работников не произойдет. По ряду работников заработная плата может остаться на прежнем уровне.
При изменении условий оплаты труда заработная плата работников (без учета премиальных выплат) не может быть меньше заработной платы (без учета премий), выплачиваемой им на основе Единой тарифной сетки, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Какие документы должны быть приняты на уровне муниципального района (администрацией) для перехода на отраслевую систему оплаты труда муниципальных бюджетных учреждений?

Администрацией муниципального района должны быть приняты:
1. Положение, устанавливающее порядок оплаты труда работников муниципальных учреждений.
2. Порядок установления заработной платы руководителей муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров.
3. Перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера работникам муниципальных учреждений.
В случае, если размер должностного оклада руководителя муниципального учреждения устанавливается, исходя из размера средней заработной платы работников, относящихся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, то необходимо утвердить Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя муниципального учреждения.
Также по усмотрению органов местного самоуправления на уровне администрации муниципального района могут быть установлены рекомендуемые минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам, Положение об оплате труда работников централизованных бухгалтерий и др.

При введении отраслевой системы оплаты труда надбавки за выездной стаж фельдшерам скорой медицинской помощи сохраняются? (30%, 55%, 80% действующие в данное время)

На основании статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации система оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливается органами местного самоуправления. Соответственно, органы местного самоуправления самостоятельно определяют перечень видов выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также размеры, порядок и условия их установления.

С 01.01.2009 минимальная зарплата составит 4339 руб. Это приравнивает труд обслуживающего персонала с учителями. Как быть, если фонда стимулирующих выплат нет из-за нормативного финансирования школы?

Решение о введении новых условий оплаты труда для работников бюджетных учреждений принято не случайно. В связи с установлением с 1 января 2009 года минимального размера оплаты труда 4330 рублей, одной из первоочередных задач новых систем оплаты труда является дифференциация заработной платы работников. В условиях оплаты труда на основе Единой тарифной сетки дифференцировать заработную плату работников с учетом требований к профессиональной подготовке, уровню квалификации, необходимой для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, сложности и объема выполняемой работы достаточно сложно. На 2009 год муниципальным образованиям области будет увеличен объем субвенции на реализацию государственного стандарта общего образования на 10%. Указанные средства будут направлены на введение новых систем оплаты труда и на обеспечение минимального размера заработной платы.

Каким нормативным документом руководствоваться при расчете штатной численности медицинского персонала в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования?

В соответствии с пунктом 19 статьи 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона Кировской области от 11.02.2003 № 133-ЗО «Об образовании в Кировской области» каждое образовательное учреждение и организация обеспечиваются органами здравоохранения штатным или специально закрепленным медицинским персоналом. Если же в штатное расписание учреждения образования будет вводиться медицинский персонал, то численность указанного персонала устанавливается руководителем учреждения исходя из утвержденного фонда оплаты труда. Кроме того, в этом случае, образовательное учреждение должно получить лицензию на данную деятельность.

Как оформить в штатном расписании перевод на почасовую форму оплаты труда обслуживающего персонала (техслужащая, гардеробщик, звукооператор)?

Перевод на почасовую форму оплаты труда может быть произведен двумя способами. В штатном расписании учреждения указывается полная ставка, а трудовые договоры с работниками заключаются на фактически отработанное время, при этом заработная плата определяется путем умножения часовой ставки оплаты труда на число фактически отработанных часов. Кроме того, прямо в штатном расписании может быть установлена часть полной ставки.

В учреждениях культуры по должности «руководитель кружа» норматив рабочего времени на одной ставке составляет 3 часа, по должности «аккомпаниатор» - 4 часа. Работник совмещает эти две должности. Следует ли производить доплату по каждой из должностей?

В соответствии с Трудовым кодексом РФ по основной работе, определенной трудовым договором, работнику выплачивается заработная плата с учетом всех компенсационных и стимулирующих выплат. При совмещении профессий работнику производится доплата за совмещение профессий.

Существует ли областное Положение о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры?

Нет. В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Рекомендуемый оклад для учителей в положении Омутнинского района – 3200 рублей, хотя по тарификационной сетке 2008 года – 4100 рублей (для учителей 1 категории). Тогда как же: «При введении  отраслевых систем оплаты труда заработная плата, устанавливаемая в соответствии с отраслевыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы, выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки…»? Если у школы фонд оплаты труда небольшой, то получается, что учителя будут получать наравне с обслуживающим персоналом? Для чего переходить на новую систему оплаты труда?

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса, заработная плата состоит оклада (должностного оклада, ставки заработной платы), компенсационных и стимулирующих выплат. Заработная плата работников бюджетных учреждений (без учета премиальных выплат), устанавливаемая в соответствии с отраслевыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премиальных выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации. Следует отметить, что в данном положении говориться о заработной плате в целом, а не размере оклада. При отраслевой системе оплаты труда оклад может быть ниже, чем по тарифной сетке, поскольку при тарифной системе оплаты труда размер оклада устанавливается с учетом квалификационной категории, звания, стажа работы. При отраслевой системе оплаты труда за наличие квалификационной категории, звания и стажа работы работнику устанавливается отдельные выплаты стимулирующего характера. Вводимые отраслевые системы оплаты труда должны дифференцировать оплату труда педагога и обслуживающего персонала. В целях упорядочения оплаты труда обслуживающего персонала работодателю необходимо проводить нормирование труда обслуживающего персонала и осуществлять оплату труда за фактическое выполнение объема работ и отработанное время.

Где можно ознакомиться с постановлением администрации г.Кирова от 29.01.2009 № 234-П?

Постановление главы администрации г.Кирова «Об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений города Кирова» размещено на официальном сайте администрации г.Кирова (http://www.admkirov.ru).

Доплачивать ли до минимальной заработной платы заработную плату совместителям внешним и внутренним?

В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный заработок совместителей определяется с учетом того, что они работают не полную норму рабочего времени, а только часть ее. В соответствии со статьей 285 Трудового кодекса РФ оплата труда совместителей производится пропорционально отработанному времени. Иными словами, совместитель может получать заработную плату ниже минимального размера оплаты труда, и это не будет являться нарушением законодательства.

Я преподаватель детской музыкальной школы. Распространяются ли компенсационные и стимулирующие выплаты, если нагрузка у меня 1,8 ставки. Или эти выплаты относятся только к одной ставке?

Исходя из формулировки вопроса, можно сделать вывод, что работа на 0,8 ставки является работой по совместительству. В соответствии со статьей 285 Трудового кодекса РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором. Заработная плата (оплата труда работника) определяется в статье 129 Трудового кодекса РФ как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Следовательно, оплата труда работника с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, производится пропорционально отработанному времени.

Как начислить заработную плату учителю, если он замещал другого учителя? Что должно входить в эту оплату?

Моя жена работает в поликлинике ГБ №1. Почему при замещении временно отсутствующего работника (больничный учеба, отпуск) ей не оплачивается надбавка за работу в таких условиях? Как будет данный вопрос решаться при начислении зарплаты по новым правилам?

С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. На основании статьи 151 Трудового кодекса РФ размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы. Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем.

Как такое может быть, что тарифная ставка, которая заложена в расчет заработной платы для бюджетников изначально меньше, чем размер минимальной оплаты труда? Получается уравниловка между теми, кто выполняет более сложную и ответственную работу с теми, кто занят менее квалифицированным трудом, тем более, что во многих бюджетных учреждениях не хватает фонда оплаты труда, чтобы обеспечить дифференциацию за счет стимулирующих выплат.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Установление минимального размера оплаты труда относится к заработной плате с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, поэтому размер тарифной ставки может быть меньше минимального размера оплаты труда.

По каким ПКГ устанавливать должностные оклады заведующему районным методическим кабинетом, начальнику хозяйственно-эксплуатационной группы и главному бухгалтеру централизованной бухгалтерии, если они являются руководителями структурных подразделений районного управления образованием?

Оклады работников по должностям, не включенным в ПКГ, устанавливаются руководителем районного управления образованием. Кроме того, в соответствии со статьей 145 Трудового кодекса РФ оплата труда главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из местного бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются органами местного самоуправления.

Как доплачивать работнику до МРОТ, если он работает на 0,8 ставки сторожем и на 0,5 ставки рабочим по обслуживанию зданий?

В соответствии с частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на оплату труда не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда только в случае, если он полностью отработал норму рабочего времени соответствующего месяца и выполнил нормы труда (трудовые обязанности). Если работник трудится в режиме неполного рабочего времени (например, на условиях работы по совместительству, не на полную ставку), то оплата труда производится пропорционально отработанному работником времени. Применительно к таким случаям Трудовой кодекс РФ не гарантирует, что месячная заработная плата работника будет не ниже минимальной и доплачивать до минимального размера оплаты труда работнику, работающему не на полную ставку или по совместительству, не следует.

Я живу и работаю воспитателем в Слободском доме ребенка на селе. Несколько лет назад мы пользовались льготами на электричество и отопление (100%). Сейчас нам дают сто рублей с небольшим, мотивируя тем, что хоть мы и педагоги, но работаем в здравоохранении. Прошу дать разъяснение, зачем берете на работу педагогов в систему здравоохранения, если не оплачиваете им льготы как в образовании?

В соответствии со статьей 20.1 Закона Кировской области от 11.02.2003 «Об образовании в Кировской области» бесплатная жилая площадь с отоплением и бесплатное электроснабжение предоставляется руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам образовательных учреждений (за исключением совместителей), работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа. Слободской специализированный дом ребенка является учреждением здравоохранения. Работникам данного учреждения в соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» установлена мера социальной поддержки в форме частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты. С 1 января 2009 года размер ежемесячной денежной выплаты составляет 400 рублей.

Как должна оплачиваться работа в выходные и праздничные дни при работе по графику 1:3 и 1:2 в лечебных учреждениях?

В соответствии со статьей 103 Трудового кодекса РФ, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, вводится сменная работа - работа в две, три или четыре смены. При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. При этом следует принимать во внимание, что статья 350 Трудового кодекса РФ предусматривает, что за учетный период медицинский работник должен трудиться не более установленной нормы рабочего времени - 39 часов в неделю. Для отдельных должностей и специальностей медицинских работников постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности"  установлена различная продолжительность рабочего времени. Согласно статьи 111 Трудового кодекса РФ у работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка. Соответственно, за работу в выходной день по графику сотрудники должны получать зарплату в обычном размере. В случае если сотрудник должен выйти на работу в день, который не указан в его графике как рабочий, учреждение обязано начислить ему заработную плату не менее чем в двойном размере, либо предоставить выходной в его рабочий по графику день. Работа по графику, которая приходится на праздничный день, оплачивается в двойном размере (статья 153 Трудового кодекса РФ). По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. Конкретный размер оплаты работы в выходной или нерабочий праздничный день может устанавливаться также трудовым, коллективным договором либо иным локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников. В соответствии с Разъяснениями Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 N 13/П-21 работа в праздничные дни при суммированном учете рабочего времени включается в месячную норму рабочего времени. Оплата производится всем работникам за часы, фактически проработанные в праздничный день. Когда на праздничный день приходится часть рабочей смены, в двойном размере оплачиваются часы, фактически проработанные в праздничный день (от 0 до 24 часов).

В школе имеется положение о надбавках и доплатах стимулирующего характера, где прописана доплата сотрудникам школы за использование личного транспорта для нужд школы (доставка зарплаты, материалов, учебников и т.д.). Школа не имеет своего транспорта. Возможно ли установление доплаты директору школы решением школьной комиссии по доплатам и надбавкам на основании школьного положения?

В соответствии со статьей 188 Трудового кодекса РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. При этом нормы компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок установлены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.02.2000 N 16н "Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок". Выплата компенсации работникам в учреждениях и организациях, финансируемых из средств бюджетов всех уровней, за использование ими личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок производится в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными пунктами 1 - 6, 8 и 9 письма Министерства финансов Российской Федерации от 21 июля 1992 г. N 57 "Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок". Согласно пункта 9 указанного письма, выплата компенсации руководителям бюджетных учреждений и организаций производится с разрешения вышестоящих органов управления (организаций). Таким образом, компенсация за использование личного транспорта в служебных целях не является доплатой стимулирующего характера и может выплачиваться директору школы с разрешения вышестоящего органа управления.

Сделав предварительные расчеты по установлению заработной платы работникам с учетом требований к профессиональной подготовке, уровню квалификации, сложности и объема выполняемой работы оказалось, что имеющегося фонда оплаты труда (уровень 2008 года + 10%, и 30% от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) хватает только лишь на должностной оклад и районный коэффициент, доплату до МРОТ. Средств на выплаты стимулирующего характера нет. Особенно это касается преподавателей муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств», где преподаватели с высшей категорией оказались на одном уровне по заработной плате с начинающими преподавателями. Как правильно считать фонд оплаты труда при переходе на отраслевую систему оплаты труда: брать фактический фонд оплаты труда за 2008 год или ФОТ согласно штатного расписания, где произошла экономия за счет листков временной нетрудоспособности и имеющихся вакансий, которых в 2009 году может не быть?

В соответствии с пунктами 9, 10 статьи 32 Федерального закона от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, а также установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования. Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения дополнительного образования детей осуществляется в пределах объема средств, предусмотренных учреждению на текущий финансовый год, определенного согласно штатного расписания и отражается в смете образовательного учреждения. Образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также размеры компенсирующих и стимулирующих выплат. Оклад (ставка) преподавателя высшей категории и начинающего преподавателя образовательного учреждения может быть одного размера, но повышающие коэффициенты к окладу будут разные. Следовательно, заработная плата преподавателя высшей категории будет более высокая, чем заработная плата начинающего преподавателя.

Могут ли быть одинаковые оклады у начальников караулов, командиров отделений, у водителей и пожарных в Пожарной части по новой оплате труда?

Постановлением Правительства области от 01.12.2008  № 154/468 «Об оплате труда работников областных государственных бюджетных учреждений» утверждено Положение о порядке установления оплаты труда работников областных государственных бюджетных учреждений, согласно которому примерным положением об оплате труда работников подведомственных областных государственных бюджетных учреждений устанавливаются рекомендуемые минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам. Профессиональные квалификационные группы, согласно статье 144 Трудового кодекса РФ, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.05.2008 № 242н, начальник караула пожарной части, командир отделения пожарной части, пожарный Государственной противопожарной службы отнесены к профессиональной квалификационной группе второго уровня. Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.05.2008 № 248н, водитель автомобиля отнесен к профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих второго уровня». Таким образом, начальник караула, командир отделения, пожарный и водитель относятся к профессиональным квалификационным группам второго уровня и оклады по ним могут быть установлены одинаковые. Конкретные размеры окладов работников устанавливаются в положении об оплате труда работников областного государственного бюджетного учреждения, которые утверждаются руководителем учреждения.

Где можно посмотреть оклады начальников караулов, командиров отделений и пожарных в Пожарной части и кто их устанавливает? Могут ли быть разные оклады у профессиональных пожарных федерального и местного значения?

Согласно ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда работников государственных учреждений устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Конкретные размеры окладов работников устанавливаются в положении об оплате труда работников областного государственного бюджетного учреждения, которые утверждаются руководителем учреждения.  Таким образом, размеры окладов, установленные в федеральных государственных учреждениях и в областных государственных бюджетных учреждениях, могут быть разными.

После введения новой системы оплаты труда, зарплата многих работников детский садов уменьшилась, при том, что объем работ остался прежним. Куда обращаться?

В соответствии с пунктом 6 постановления главы администрации города Кирова от 31.12.2008 № 5250-п "О разработке правовых актов по оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений" заработная плата работников муниципальных бюджетных учреждений (без учета премиальных выплат), устанавливаемая в соответствии с отраслевыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премиальных выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
В случае снижения размера заработной платы Вам необходимо обращаться в администрацию учреждения.

Я работаю в детском садике дворником. Нас на этой должности работает две женщины. Я - на 1,5 оклада, и еще одна женщина - на 1 оклад. Наш оклад -1664 руб.(с 1.04.09 будет 2150) . У нас у обеих в расчетных листках в графе "всего начислено" указана одинаковая сумма 4330. У меня в расчетном листке вот такие цифры: 2496 руб (это1,5 моих оклада)+ 1459,6 (доплата до МРОТ)+ 374,4(район. коэффиц.) = 4330.
Объясните, пожалуйста, правильно ли начислена моя зарплата. и почему не видна между нами разница в 1 и 1,5 оклада при расчете. Хотя до 1.01.09 эта разница ощущалась при расчете в конце месяца. И еще, будут ли нам дворникам хоть какие-нибудь надбавки вроде премии, или что-то подобное.

В поставленном вопросе не понятно, какой Вами выполняется объем работ.
Если Вы приняты на ставку дворника и Вам установлено совмещение профессий или расширение зоны обслуживания в размере 50%, то размер вашей месячной заработной платы не должен быть меньше 4330 рублей.
Если же Вы приняты на работу на ставку дворника и Вам установлено совместительство на 0,5 ставки, то размер месячной заработной платы по основной должности должен быть не менее 4330 рублей, по совмещяемой – 2165 рублей (4330 рублей х 0,5 = 2165 рублей).

Моя заработная плата равняется минимальной оплате труда, то есть 4330 рублей. Эта сумма облагается какими-либо налогами или нет? Входит ли в эту сумму районный коофициент?

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). 
В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего  нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, т.е. 4330 рублей.
Из положения указанных статей следует, что районный коэффициент является одной из составляющих заработной платы.
Сумма начисленной заработной платы работнику в соответствии с действующим законодательством подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

С каким органом должно быть согласовано положение об оплате труда образовательного учреждения, если в учреждении нет первичной профсоюзной организации? Будет ли правильным, если положение будет рассмотрено и принято на собрании трудового коллектива?

Согласно статье 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов). Следовательно, если у вас нет такого органа, то работодатель имеет право утвердить положение об оплате труда без учета мнения профсоюзного органа.

Я работаю в детском саду. Моя зарплата с 1 января 2009 года не достигает МРОТ. Мне производят доплату до МРОТ (4330 рублей), при этом северный коэффициент 15% входит в эту сумму. Однако в районах, не приравненных к условиям севера, работники получают тоже 4330 рублей. Объясните, почему я не получаю 4980 руб. (с северными)?

Как следует из разъяснений Федеральной службы по труду и занятости (письмо от 12.03.2009 № 488-6-1), в соответствии со стратьей 129 Трудового кодекса РФ заработная плата  (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В связи с тем, что понятие "заработная плата", содержащееся в части 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ, охватывает все виды выплат (в том числе компенсационные и стимулирующие), в сумму минимального размера оплаты труда включаются и компенсационные выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями.

С 01.01.2009 г. введен МРОТ в размере 4200 руб. В бюджетных учреждениях,  в т.ч. в детских дошкольных учреждениях, меняется система оплаты труда. При уведомлении об изменении условий труда и подписании соглашения к трудовому договору об увеличении заработной платы к апрелю 2009 г. оплата труда не только не увеличилась, но и уменьшилась и является менее МРОТ. С чем это может быть связано, кто определяет период введения новой системы оплаты труда, кто обязан предоставить исчерпывающие сведения о невозможности выплаты заработной платы по новой системе? Данная ситуация в г. Кирово-Чепецке во многих детских садах.

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда  работников муниципальных учреждений и их сроки введения устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 5.3 постановления главы администрации муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области от 15.12.2008 N 2299 «Об оплате труда работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений» руководителям учреждений поручено организовать и принять личное участие в работе по информированию всех работников образовательных учреждений по вопросам перехода на новую систему оплаты труда.
Согласно статье 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 г. составляет 4330 руб. в месяц.

Работник находился на больничном с 01.04 по 15.04.2009 - 15 календарных дней. Начислено пособие по временной нетрудоспособности в сумме 1725 рублей. С 16.04 по 30.04.2009 года начислена заработная плата за 11 рабочих дней в сумме 2165 рублей.Всего за месяц начислено 3890 рубля.Должна ли быть доплата до МРОТ , то есть 440 рублей?

Работник находился в очередном оплачиваемом отпуске с 01.04. по 28.04.2009 года - 28 календарных дней.Начислены отпускные в сумме 2830 рублей. За период с 29.04. по 30.04.2009 начислена заработная плата за 2 рабочих дня в сумме 393-64 рубля. Заработная плата за месяц составила в сумме 3223-64 рублей. Должны ли  в этом случае доплатить до МРОТ, то есть 1106-36 рублей?

Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ устанавливает, что работник имеет право на оплату труда не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда тогда, когда он полностью отработал норму рабочего времени соответствующего месяца и выполнил нормы труда (трудовые обязанности). При этих условиях месячная заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Если работник отработал не весь фонд рабочего времени, установленный на данный месяц (например, находился на больничном, в ежегодном отпуске), оплата труда производится пропорционально отработанному времени.

Прошу Вас дать разьяснение по расчету повышающего коэффициента к средней заработной плате работника при переходе на отраслевую систему оплаты труда, если заработная плата данного работника возросла. Если данный коэффициент не расчитывать, то дни командировки и отпуска будут оплачены в размере, который существенно ниже, чем размер оплаты труда работника, если бы он не ездил в командировку и не уходил в отпуск. Сотрудники организации просто отказываются от командировок, и в отпуск идут с неохотой, так как во второй половине года это будет сделать выгоднее. А ведь у нас составлен определенный график отпусков для бесперебойной работы. Что делать? Расчитывать коэффициент, и как  это правильно сделать?

Пунктом 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, установлены правила исчисления среднего заработка в случае, если в организации (филиале, структурном подразделении) были повышены оклады (тарифные ставки, денежное вознаграждение) всем работникам.
Повышение окладов (тарифных ставок, денежного вознаграждения), происходившее в расчетный период или же сразу после него, отражается при расчете среднего заработка, т.е. корректируется на коэффициент, рассчитанный путем деления нового оклада на старый оклад. При этом если событие пришлось на расчетный период, то корректируется зарплата за каждый его месяц до повышения; если на время после него, но до ухода в отпуск, - корректируется средний заработок; если же на время отпуска - часть отпускных, которая соответствует дням после повышения.
Кроме того, пунктом 16 Положения установлены еще несколько правил учета повышения заработной платы при расчете среднего заработка. Так, увеличению подвергаются не все выплаты, участвующие в расчете среднего заработка:
а) при повышении среднего заработка учитываются только оклады и выплаты, установленные к ним в фиксированном размере (проценты, кратность);
б) выплаты, установленные к окладам в диапазоне значений (проценты, кратность), а также выплаты, учитываемые при определении среднего заработка, установленные в абсолютных размерах, при повышении окладов не увеличиваются.
Кроме того, не подлежат корректировке выплаты, установленные не по отношению к тарифным ставкам, окладам и денежному вознаграждению (письмо Минздравсоцразвития России от 26.06.2008 N 2337-17).
В случае повышения окладов (тарифных ставок, денежного вознаграждения) конкретному работнику (а не всем работникам) в организации (филиале, структурном подразделении) размер сохраняемого среднего заработка не корректируется (разъяснения Н.З.Ковязиной, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации).

2006-2015 © Департамент финансов Кировской области